подшипники под заказ

Использование манжетных уплотнений

Для герметизации подвижных элементов узлов применяются разнообразные манжетные уплотнения. Они устанавливаются там, где валы, входящие в конструкцию механизмов, осуществляют какое-либо движение: вращение, возвратно-поступательное и т. д. Но что такое манжетные уплотнения и каково их назначение – знают не все. А ведь от них напрямую зависит работоспособность и эксплуатационный ресурс узлов машин.

Назначение резинотехнических изделий

Немного о том, для чего используются манжеты. Манжетные уплотнения располагаются между валами, штоками и их посадочными местами в корпусах. В их задачу входит так называемое разделение сред: они герметизируют внутреннее пространство узла, предотвращая попадание пыли в механизм, а смазочных материалов – наружу. Они удерживают перепад давления, возникающий при работе узла, и исключают прямой контакт валов с корпусами, что повышает ресурс механизмов.

Все эти условия обеспечиваются благодаря плотному прилеганию манжет к валам и штокам (внутренней кромкой) и посадочному месту в корпусе (внешней окружностью). Плотность прижима происходит за счёт использования в конструкции пружинистых деталей, которые дополнительно выполняют армирующую функцию. В некоторых видах герметизация обеспечивается давлением, создаваемым во внутреннем пространстве механизма.

Самыми распространёнными по способу герметизации являются три вида манжет, у которых плотность посадки достигается за счёт:

  • упругих свойств материала изготовления;
  • наличия пружины;
  • создаваемого в среде давления;

И это только один из параметров этих уплотняющих изделий.

Классификация манжет

Существует классификация, по которой можно понять, какие бывают манжеты. Она подразделяет эти резинотехнические элементы по следующим критериям:

  • характер воспринимаемых нагрузок;
  • потребительские характеристики;
  • назначение;
  • направление воспринимаемых нагрузок.

По характеру нагрузок манжеты делятся на те, которые работают во вращающихся с большой скоростью механизмах, и на изделия, используемые в условиях осевых перемещений (штоки, поршни).

По потребительским характеристикам элементы бывают универсальные, с улучшенными эксплуатационными показателями и характеристиками, а также предназначенные для работы в сложных условиях.

Манжетные уплотненияНазначение манжет предопределяет область их использования. Одни применяются для уплотнения валов, вторые – поршней, третьи – штоков. Есть также грязесъёмные манжетки и пыльники.

Что касается направления нагрузок, то выпускаются резинотехнические изделия, работающие в условиях как односторонних, так и двухсторонних воздействий.

Несколько слов о том, из каких материалов производят манжеты. Основой для их создания выступает резина. Современные уплотнительные элементы делаются из различных видов каучука: бутадиен-нитрильного, фтор-, бутил-, изобутилен-изопренового. Из этих материалов изготавливаются универсальные изделия. Для использования в особенных условиях манжеты могут быть изготовлены из фторопласта, полиамида, полиуретана и других материалов. В деталях, конструкция которых подразумевает наличие упругих элементов, устанавливаются пружины из витой или плоской нержавейки.

Достоинства и недостатки

Достоинствами этих резинотехнических деталей являются:

  • дешевизна производства;
  • хорошие показатели герметизации узлов;
  • малые массогабаритные показатели;
  • простая конструкция.

Недостатки тоже имеются, и их немало. Неправильная установка и эксплуатация манжетных уплотнений приводит к потере герметичности. В месте контакта манжетка постепенно изнашивается, из-за чего плотность прилегания снижается, изделие начинает пропускать смазку. Эти детали относятся к расходным материалам, поскольку износ их более интенсивен, чем иных составляющих узла. Требуется периодическая замена элемента, что в некоторых конструкциях очень затруднительно. Манжеты изготавливаются из ограниченного количества материалов, это сказывается на областях применения.

Какими бы недостатками ни характеризовались манжетные уплотнения, без этих деталей множество узлов машин и механизмов не смогло бы работать, т. к. их функционирование сопровождалось бы интенсивным расходом смазки из-за утечек, быстрым износом из-за попадания внутрь посторонних жидкостей.

Яндекс.Метрика