подшипники под заказ

Принципы работы и особенности подшипников скольжения

В конструкции узлов машин и механизмов чаще всего используются подшипники качения. Они обеспечивают максимально возможное снижение потерь на трение за счет перекатывания основных рабочих элементов – тел качения – по опорным поверхностям. Но их невозможно использовать в условиях, когда расстояние между валом и корпусом сильно ограничено. В таких узлах применяются подшипники скольжения. Они являются одной из разновидностей опорных узлов, используемых в конструкциях механизмов для снижения трения.

Особенности конструкции и принцип работы

Этот тип подшипников выступает в качестве опор или направляющих для составных частей механизма. В его задачу входит обеспечение вращения за счет скольжения сопряженных элементов конструкции.

Устройство подшипников скольжения проще, чем элементов качения. Подшипниковый узел в сборе представляет собой корпус с отверстием, в которое помещается вал. Между ними устанавливается втулка или вкладыш из антифрикционных материалов. Основными рабочими элементами являются элементы, выступающие в качестве приставки между поверхностями вала и отверстиями корпуса. Такая конструкция удобна тем, что при надобности делается замена только втулки или вкладыша.

Подшипник скольженияНо даже использование антифрикционных материалов для изготовления таких подшипников не обеспечивает снижение трения. Для этого применяются разного рода смазки, подающиеся принудительно. Чаще всего для этого используются жидкости.

Принцип работы подшипников скольжения такой: попадая внутрь узла, смазочный материал создает пленку между сопряженными поверхностями. Во время работы механизма имеющийся слой смазки исключает контакт рабочих поверхностей вала с втулкой, чем и достигается снижение трения. В задачу применяемых смазочных материалов входит отвод тепла от рабочих поверхностей, а также защита их от вредного воздействия окружающей среды.

Но не всегда для смазывания применяются жидкости. Возможно использование пластичной, твердой и газообразной смазок.

И это далеко не все особенности подшипников скольжения. Они допускают работу в самых разных условиях, включая водную среду. Отсутствие подвижных элементов в конструкции обеспечивает высокую надежность.

Типы и виды

Узлы скольжения бывают трех типов:

  • радиальные (воспринимающие нагрузки, действующие в перпендикулярном к оси вала направлении);
  • осевые (силы действуют вдоль оси);
  • радиально-упорные (способные работать в условия действия разнонаправленных сил).

Примечательно, что в механизмах, где создаются нагрузки разных направлений, радиально-упорные узлы применяются далеко не всегда. Обычно для таких условий просто используют комплект подшипников, включающий отдельно радиальный и осевой элементы.

Разновидности подшипников скольжения

Конструкция опорных узлов скольжения тоже разная. Они бывают:

  • неразъемные (разного рода втулки);
  • разъемные (вкладыши);
  • встроенные (промежуточного элемента – втулки или вкладыша – в конструкции нет, их роль выполняет корпус).

В целом существует целая классификация этого вида подшипников, которая разделяет их по:

  • форме отверстия;
  • возможности регулировки;
  • количеству каналов смазки;
  • материалу изготовления.

 В большинстве случаев для изготовления вкладышей и втулок применяются цветные металлы и сплавы на их основе. Также их производят из полимеров и керамики.

Достоинства и недостатки

К достоинствам узлов скольжения относятся:

  • возможность работы в высокоскоростных механизмах;
  • устойчивость к ударным нагрузкам и вибрации;
  • малые размеры по высоте;
  • простота конструкции;
  • возможность регулировки;
  • хорошо подходят для использования на валах больших диаметров.

Но недостатки у них тоже существенны, поэтому они и не получили широкого распространения. К негативным сторонам относятся:

  • необходимость в постоянном контроле наличия смазки;
  • значительные осевые габариты;
  • большие потери на трение при начале работы механизма;
  • увеличенный расход смазочного материала.

Однако в некоторых машинах без использования таких подшипников не обойтись, поскольку установка иных видов опорных изделий невозможна или нецелесообразна.

Яндекс.Метрика