подшипники под заказ

Зазор в подшипниках

В каждом механизме и узле, где в конструкции имеются вращающиеся элементы (валы), используются подшипники. У них есть две основные функции: снижение трения и выполнение роли промежуточной опоры, которая предотвращает смещения вала относительно отверстия. Подшипники, поскольку они работают с разнонаправленными нагрузками (осевыми и радиальными), изготавливаются из прочных материалов с высокой степенью обработки составных компонентов. Но как бы качественно ни обрабатывались составляющие, обязательно между ними будет зазор. Причём его наличие необходимо, и он выполняет одну из важнейших функций. Но далеко не все знают, зачем нужен зазор в подшипнике.

Назначение зазоров

В процессе работы из-за трения составные части разогреваются, что приводит к тепловому расширению материала. При этом тепло передаётся на элементы, с которыми контактирует узел. Но поскольку зачастую материалы изготовления вала и корпуса с отверстием разные, то и теплопроводность у них различная. Эти приводит к тому, что температуры обойм отличаются, а это сказывается на степени их расширения. Если бы зазоры в подшипниках отсутствовали, то тепловое воздействие приводило к негативным последствиям. Из-за расширения внутренние нагрузки в узле увеличивались бы, что и приводило к повышению трения, вибрациям, чрезмерному нагреву и ускоренному износу. Всё это тепловой зазор в подшипниках исключает. Поэтому его наличие очень важно для работы самого узла. Примечательно, что зазоры в подшипниках могут быть как положительными, так и отрицательными. Об этом чуть ниже.  

Зазор характеризует величину возможного перемещения внешней и внутренней обойм относительно друг друга. Эта характеристика очень важна и стоит наряду с такими показателями, как тип узла и его размерные параметры.

зазоры подшипниковСуществует два их вида: радиальный и осевой. Проверка этих параметров осуществляется путём смещения обойм относительно друг друга в разных направлениях с оказанием определённой нагрузки.

Осевой зазор подшипников характеризует величину перемещения колец вдоль оси. При подборе изделия многие проверяют именно его. При этом заметив немалое смещение, выбраковывают узел, не беря в расчёт, что увеличенные значения перемещения предусмотрены конструктивно. Радиальный зазор в подшипниках вообще часто не проверяется.

Виды зазоров

Для точного определения используется 3 типа замеров, по которым они делятся на:

  • начальный;
  • посадочный;
  • рабочий.

Начальный означает размеры, которые узел имеет при поставке от изготовителя.

Посадочный зазор подшипников характеризует величины перемещения обойм после проведения монтажа, поскольку он может меняться. Это происходит из-за возможной деформации вследствие посадки натягом и погрешностями на посадочных поверхностях.

Рабочий зазор подшипников указывает величины, устанавливающиеся во время рабочих процессов механизма, в котором используется опорный элемент. В результате температурного влияния размеры величин смещения могут изменяться как в меньшую, так и в большую сторону. К примеру, он может уменьшаться в зависимости от конструктивных особенностей узла и схемы его установки и увеличиваться при воздействии повышенных нагрузок.

 

В некоторых случаях требуется использование подшипников с отрицательными значениями (так называемый преднатяг). Это обеспечивает:

  • повышенную жёсткость узла;
  • уменьшение вибрации;
  • снижение шумности работы.

 В нём имеются внутренние начальные зазоры, но после посадки они полностью выбираются. При этом составные части элемента постоянно контактируют между собой и смещаться относительно друг друга не могут.

Поскольку зазоры в подшипниках скольжения необходимы, причём как положительные, так и отрицательные, то при выборе узла они обязательно должны учитываться. Для этого введена целая классификация, разделяющая элементы по классам. 

Зазоры в подшипниках скольжения тоже предусмотрены, причём их наличие обязательно. Дело в том, что для снижения трения между таким элементом и валом требуется наличие плёнки из смазочного материала, которая выполняет роль гидравлической подушки, не допуская прямого контакта поверхностей. В таких соединениях преднатяг не допускается ввиду указанной особенности работы. 

Яндекс.Метрика