подшипники под заказ

Шариковые винтовые передачи

Конструктивные особенности

ШВП.jpgКонструкция шариковинтовой передачи (ШВП) включает в себя винт и гайку, между которыми расположены тела качения. Для перемещения шариков в основных составных элементах проделаны винтовые канавки соответствующего профиля. Они являются дорожками, по которым двигаются тела качения.

Их перемещение осуществляется по замкнутому контуру. Во время работы ШВП шарики двигаются по канавкам, обеспечивая линейное смещение одной составляющей относительно второй. При достижении крайнего положения в гайке тела качения возвращаются в исходное положение по специальным возвратным каналам. Они проделаны в специально установленных каналах. Количество рабочих витков в гайке может варьироваться от 1 до 6.

Такая конструкция позволяет использовать двухстороннее действие. То есть, возможно использование ШВП так, что вращающимся элементом является винт, а линейное движение делает гайка, или же наоборот. Благодаря этому такая передача используется в разных узлах и механизмах.

Методы изготовления

Изготавливаются такие передачи двумя методами: путём проката, а также способом шлифования (многоступенчатого). Последние отличаются высокой точностью обработки поверхностей, что значительно увеличивает стоимость изготовления.

Существует два типа шариковинтовых передач: с натягом и зазором. В обоих конструктивные решения направлены на устранение осевых люфтов. В передаче с натягом он устраняется во время сборки путём силовой нагрузки, в результате чего повышается жёсткость. В ШВП же с зазором люфт устраняется путём односторонней выборки осевыми силами (тяжести, сопротивления смещаемого элемента).

При изготовлении передачи для повышения прочностных показателей применяется ряд мер, среди которых азотирование и обработка токами высокой частоты. Это обеспечивает высокую надёжность рабочих поверхностей. Также для повышения ресурса во время работы используются смазочные материалы.

Достоинства и недостатки

Основная особенность ШВП заключается в сниженном трении между составными элементами. В результате нагрузка приходится на приводные узлы, которые обеспечивают вращательное движение передачи.

Есть и другие достоинства:

  • выдерживание больших нагрузок при сравнительно малых габаритах передачи;
  • осуществление плавного преобразования вращения в возвратно-поступательное движение;
  • быстродействие;
  • бесшумность работы.

Но имеются и недостатки у такой передачи. Одной из них является сложность в изготовлении гайки. Ведь приходится проделывать винтовые канавки с высокой степенью обработки на внутренней поверхности, что сделать достаточно сложно.

Дополнительно к недостаткам относятся следующие:

  • длина винта ограничена;
  • высокая стоимость изготовления.

Также не допускаются повышенные скорости работы.

Вместе с тем применение ШВП достаточно распространено за счёт компактных размеров и относительной простоты конструкции. Её часто задействуют при модернизации механизмов и узлов. Использование ШВП в машиностроении также имеет место, как и в робототехнике, космической отрасли, атомной энергетике и др. Его также часто задействуют для модернизации уже существующих механизмов.

 

Яндекс.Метрика